Поколение Minecraft: почему ваши дети вырастут умнее вас. Как Minecraft «губит» наших детей: о пользе произвольных игр Почему люди говорят что майнкрафт для школьников

Поколение Minecraft: почему ваши дети вырастут умнее вас. Как Minecraft «губит» наших детей: о пользе произвольных игр Почему люди говорят что майнкрафт для школьников

Я не знаю о всех остальных, но когда я рос (в 80-х годах) были люди, которые говорили о видеоиграх громко и часто:

Видеоигры плохи для вас

Из-за них ваши мозги гниют!

Современные дети никогда не узнают, как быть нормальными (взрослыми — прим. ред.) , если они сидят перед монитором и играют весь день!

В то время я думал, что это просто бред сумасшедшего. Это просто игра в конце концов. Будучи ребенком, который рос, слушая эти слова, я изменил свою точку зрения. Не намного и не в худшую сторону.

Из-за игр не гниют мозги!

Главным аргументом в высказывании «Из-за игр ваши мозги гниют! » является то, что «играя, вы не делаете реальные вещи «. Это отдельная темы для дискуссии, но есть исследования, которые доказывают, что из-за игр ни только не гниют мозги, а, наоборот, заставляют их работать более активно. То же самое и для взрослых. Так как майнкрафт является всем известной игрой, я буду использовать ее в качестве примера.

Почти все, что вы можете сделать в Minecraft, требует некоторые способности. К примеру, строя даже самый обычный дом вы задействуете творческое мышление . А что, если мы будем строить большую крепость на горе? Тут уже вы будете планировать постройку с самого начала, что бы не попасть впросак. Игроку придется исследовать территорию, что бы понять, получится ли построить замок именно в выбранном месте. Далее вам потребуется рассчитать сколько ресурсов потребуется для постройки. Если игрок собирается строить крепость в режиме выживания, то ему придется подумать о безопасности, ибо ночью его будут атаковать враждебные мобы,

А после постройки замка нужно будет заняться дизайном внутренних помещений и облагораживанием территории.

Игры не делают людей антисоциальными!

В СМИ очень популярен образ одинокого, замкнутого в себе, сидящего в темной комнате и никогда не произносящего ни слова геймера. Любой, кто хоть раз играл в Minecraft по сети знает, что это полная ложь. Тут я могу точно сказать, что в примере может быть не толь Minecraft. Сейчас разработчики стремятся сделать игру как можно более социальной . К примеру, в Counter Strike: Global Offensive играть без голосовой связи вообще не возможно. В Ingress и Pokemon Go играть одному можно только на начальных уровнях.

По своей сути игра по сети заставляет людей контактировать между собой. Давайте вернемся к примеру с крепостью. Допустим, мы уже все распланировали и теперь должны приступить к постройки. У нас очень много работы и мы хотим пригласить друзей, что бы они помогли нам. Теперь 2 момента становятся очевидными:

  1. Коммуникация в игре жизненно необходима;
  2. Совместные усилия сплачивают людей в дружную команду.

Теперь команда должна решить, кто собирает ресурсы, кто проектирует крепость (если крепость не была полностью продумана), а кто ее строит (и какие ее части), кто будет добывать пищу и кто будет оборонять остальных от враждебных существ. Вдобавок к этому нужно распределить игроков так, чтобы они работали эффективно. Пытаясь собрать такую команду, лидер приобретает бесценный опыт в общении с людьми, который пригодится ему в будущем.

Антисоциальные исследования проходили на протяжении многих лет и в результате была выявлено, что игры с режимом multiplayer помогали игрокам побороть неуверенность в себе и страх перед другими людьми. Около 70% пользователей с радостью общались с другими игроками. В Minecraft игровые сообщества варьируются от нескольких человек, играющих вместе по локальной сети, до целых серверов, где одновременно онлайн находятся более сотни человек. К примеру, на сайте ежедневный охват составляет более 5000 игроков.


Игры — это не плохо!

Я играл в игры на протяжении двух десятилетий. За это время они росли и развивались и, мне кажется, игры улучшают повседневную жизнь, нежели разрушают ее. Некоторые люди делают карьеру на играх. Это мы можем увидеть, посмотрев каналы знаменитых летсплейщиков на YouTube или Twitch. К тому же Minecraft входит в топ ммо-рпг игр (по данным: http://vsemmorpg.ru/top-mmorpg)

Люди всегда играли в игры. С течением времени их форма менялась. Все начиналось с куколок, сделанных из травы. и палок, заточенных острым камнем, а теперь наши игры перенеслись в компьютеры и телефоны. В игры всегда играли, что бы развлечься, но вдобавок к этом игры нас учат некоторым вещам.

Я не знаю, чем видеоигры хуже, чем предшествующие им. А в некоторых случаях они даже лучше!


Что вы думаете о видеоиграх? Вредны ли они или приносят пользу?

Пишите в комментарии свои мысли по этому поводу!

«С какого возраста можно играть в Майнкрафт?» - этот вопрос возникает у родителей, которые решают стоит ли разрешать играть в Майнкрафт своим детям.

Чтобы ответить на этот вопрос можно, для начала, обратиться к официальным рейтингам игры. Европейская система рейтингов видео игр обозначила игру как приемлимую для детей от 7 лет и старше.

Ограничение по возрасту обосновано: «Нереалистичная жестокость по отношению к выдуманным персонажам. Изображение или звуки, который могут испугать детей. Нереалистично выглядящая жестокоcть по отношению к персонажам, которые похожи на людей (но не детализированы)».

Переводя на понятный, это означает, что игра в общем-то безобидная, но в ней присутствует оружие (мечи и лук), а также на игрока нападают «монстры» - пауки, зомби, скелеты, и т.п. Учитывая, саму стилистику игры, все эти существа выглядят как нагромождение прямоугольников, с натянутой текстурой, и естественно тут нет никакой детализации - крови и т.п. Убили свинку - она упала, а потом исчезла растворившись в облачке дыма. В тоже время в игре присутствуют неожиданные элементы и неожиданное появление паука (или какого-то другого существа), сопровождающееся соответствующим звуком, можно напугать ребёнка. Как любое неожиданное событие.

При этом нужно не забывать, что как и большинство современных игр, данная игра обладает возможностью игры по сети. И в этом случае возникают дополнительные риски, связанные с общением с другими людьми. Ребёнок может стать жертвой кибер-буллинга, столкнуться с недобросовестной коммерцией на игровых серверах и вообще выучить много новых слов (которым ещё не успели научить в школе).

Хорошей альтернативой игре на серверах может стать сервис Realms. Он хорош тем, что позволяет без особых хитростей получить в распоряжение игровой сервер, на который можно пригласить только тех кого хотите - родственников и друзей, например.

В общем, особых причин ограничивать ребёнка от игры именно в Майнкрафт не существует. Тем более, что в отличии от многих других игр, Minecraft может оказаться стимулом в развитии творческого потенциала:

  • Строительство из блоков развивает пространственное мышление, а постройки, которые получаются у некоторых игроков - это настоящие шедевры виртуальной архитектуры. Некоторые игроки увлекаются строительством определённых вещей: моделей кораблей, самолётов, поездов…
  • В игре есть своеобразный прообраз электроники - редстоун. Конечно, диплом инженера-схемотехника не получить, но потом будет проще понимать то как работают те или иные электронные устройства и электрические приборы.
  • Кто-то находит себя в программировании: Java, php, C# - вот языки программирования, которые может изучить человек всерьёз увлёкшийся Майнкрафтом.

Кроме того, не забывайте и о вопросе . Если игру не приобрести, а переложить этот вопрос на плечи ребёнка, то велика вероятность того, что он станет либо жертвой мошенников и просто потеряет деньги, либо обзаведётся пиратской версией, которая будет содержать какой-то вредоносный код.

Так получилось, что моё отношение к воспитанию детей (а кого ещё воспитывать, не взрослых же) всегда опиралось на гуманизм, граничащий с попустительством. Ещё в юности, преподавая английский подросткам в частной школе и своим ровесникам в медицинском колледже, каждого подопечного я воспринимала как целую вселенную со своими неповторимыми законами, жизненными обстоятельствами, возможностями и талантами. Эту особенность мировоззрения молодой учительницы ученики быстро пронюхали и, конечно, порой бессовестно ею пользовались - рассказывая удивительные истории о невыполненном домашнем задании и заставляя меня сползать от хохота под учительский стол.

Конечно, со временем моя гуманистическая горячка, не до конца осмысленная в юности, слегка поблекла - я стала понимать, что людям, помимо свободы воли и выбора необходимы правила, границы, ритуалы, стабильность и фундамент. Детям - ещё больше.

Тем не менее, я считала и по сей день считаю себя не вправе создавать вокруг ребёнка тепличные условия, стараясь не жизнь близких окружающих адаптировать под растущего человека, а растущему человеку помогать освоиться в окружающем мире. Это не вопрос дисциплины и не попытка вырастить «удобного» для социума ребёнка - тихого и всегда послушного (в чём нет, конечно, ничего плохого, но я таких только на открытках советских видела). Границы и правила нужны не для того, чтобы ребёнка не было заметно, а чтобы ему было проще освоиться в мире людей.

Скажем, правило «дослушай, что тебе говорят, а потом высказывайся сам, так всем будет удобнее» я считаю оправданным, а «я взрослый, я лучше знаю, а ты молчи» - мракобесным. Проводить границы нужно в целях обережения и предупреждения, а не в целях запрещения.

Кадр из к/ф «Стена», 1982 г.

Те же правила всегда действовали и в отношении доступной информации. Вопрос «Откуда берутся дети?» - честный ответ в доступной форме, откуда, как и почему. Вопрос «Мама, а я тоже умру?» - честный утвердительный ответ и разговор про то, что жива остаётся память в наших родных, друзьях и потомках.

В общем, моя позиция в выращивании новых людей сводилась к двум основным факторам: стремление органично вписать ребёнка в повседневную жизнь семьи и стремление не ограничивать его доступ к тому, что не представляет опасности для его жизни и комфорта окружающих.

Эти два фактора повлияли на моё отношение к доступу растущего человека к цифровым развлечениям. Я, моя семья и мои друзья - современные люди, с юности активно пользующиеся и интересующиеся цифровыми технологиями, гаджетами и интернетом. Вскоре интернет стал местом моей работы; естественно, сын постоянно видел маму за экраном ноутбука, смартфона и планшета; привык к тому, что ответы на некоторые его вопросы я ищу в Google; к тому, что мультфильмы можно посмотреть на YouTube; к тому, что на смартфоне можно поиграть в Cut The Rope. Я довольна тем, как происходило постепенное погружение сына в цифровую информационную среду и уверена, что у него сложилось для его возраста адекватное представление о сети - как о месте, где получают знания, и где можно найти при желании всё, что тебя интересует.

Что-то пошло не так

Свой смартфон у сына появился лет в 5 - достался ему старый папин телефон. Играл он на нём во все части Angry Birds (отличная игра для детей, которым не суждено гулять с рогаткой во дворе) и Bad Piggies (классная инженерная головоломка - я с уровнями не справлялась, а пятилетка - запросто). В лето перед поступлением в школу у него появился в арсенале Minecraft Pocket Edition. Я была даже рада - сколько раз я писала про эту игрушку прямо здесь, на Newtonew, и всё собиралась предложить её сыну, а тут как-то само получилось.

Minecraft - игра без преувеличений классная, почти мгновенно после выхода обросшая фанатской субкультурой. Я до сих пор не в состоянии понять, что в ней настолько привлекает детей старшего детсадовского и младшего школьного возраста. Если взрослые игроки вполне могут ностальгировать по восьмибитной графике и наслаждаться квадратным майнкрафтовским миром, то детям такая ностальгия неведома. Тем не менее, школьники младших и средних классов от неё без ума - достаточно посмотреть, сколько летсплеев снято и выложено на YouTube молодыми неиспорченными душами. Я пришла к выводу, что в Minecraft соединено всё, что в принципе отличает компьютерные игры от всех остальных видов развлечений:

  • возможность построить собственный мир;
  • нелинейный способ взаимодействия с игровым миром (не так, как с книгой);
  • интерактивность (не так, как при просмотре передач и фильмов);
  • мгновенная обратная связь;
  • обширные возможности для общения и самовыражения (благодаря игровому сообществу).

Это прекрасные свойства, развивающие системное и стратегическое мышление, цифровую грамотность, навыки планирования и даже коммуникативные навыки. При нескольких условиях: вы сами знаете, как это всё работает, готовы потратить большое количество времени на познание игрового мира вместе с ребёнком и… не пользуетесь мобильной версией игры.

Именно Minecraft Pocket Edition, официальное мобильное приложение Minecraft, привело к тревожным последствиям.

Тёмная сторона Minecraft

Minecraft у нас был установлен и на домашнем свободном ноутбуке, никому толком не принадлежащем, и поэтому перешедшем во владение сына - на стареньком макбуке (в этом случае важна именно Mac OS) Антон запускал любимую игрушку, сам искал туториалы, смотрел летсплеи на YouTube. Всё, что он смотрел, я тщательно контролировала, поскольку он сёрфил через мой активный Google-аккаунт. Та версия Minecraft, в которую играл Антон на макбуке, и стиль его игры вызывали у меня только одобрение - он обучался простым командам в терминале, находил новые блоки, самостоятельно учился с ними обращаться, изучал возможности мира.

А вот стиль его игры на смартфоне я конструктивным назвать не могла. Тут нужно сказать об одной вещи: есть огромная теневая отрасль, обслуживающая Minecraft - модификации, или попросту «моды». Мод - это файл с кодом, меняющий оригинальное содержание игры. Они могут добавлять новые функции, например, дают возможность проигрывать свою музыку на фоне или добавляют в игру электричество, лифты или новые измерения; могут изменять внешний вид, например, менять текстуры; а могут серьёзно влиять на весь ход игры, давая лазейку для читов - например, давать неограниченное количество ресурсов. Моды официально не поддерживаются производителем, но есть огромное количество лаунчеров, позволяющих устанавливать и запускать моды. Очень легко это делается в Minecraft под Windows и в мобильной версии Minecraft.

Целая индустрия на этих модах построена, миллионы просмотров.

Моды при умелом обращении могут очень обогатить игровой опыт, усложнить и разнообразить игру; но, к сожалению, возможность лёгкой наживы оказывается гораздо более привлекательной. Как установить моды на Mac OS, Антон не догадался, но ведь у него была и мобильная версия!

В общем, всё, во что превратилась игра Антона на смартфоне - это поиск, отсмотр и тестирование десятков разных модов. Оказалась забыта основная цель игры - развитие собственного мира. Не у дел остались фантазия, пространственное мышление, терпение, необходимое для сбора ресурсов.

Всё это заменилось бездумной гонкой за новыми модами, их обновлениями, короткой радостью от визуальных плюшечек и огромного количества ресурсов и быстрым разочарованием от каждого приобретения - то, чего ты не заработал сам, скоро надоедает.

И взрослому будет сложно себя остановить, если он окажется в гигантском гипермаркете, где всего много и всё бесплатно - только протяни руку и бери. Конфет? Сколько хочешь. Нежнейшего паштета? Да вот, черпай прямо отсюда. Лимонада? Круассанов? Салата «Цезарь»? Представьте себя в таком месте. Велик соблазн объесться, потом страдать от несварения, потом корить себя за слабость духа и обещать себе, что больше никогда, но… Но вот снова неоновая вывеска этого гипермаркета, и вы снова не можете сдержаться, и снова потом злитесь на самого себя.

Детям контролировать свои желания ещё труднее. И так же в них растёт раздражение от незаслуженно полученного, только не отдают они себе отчёта в причине своих негативных эмоций.

Через пару месяцев такой вот «игры» в Minecraft я получила капризного, апатичного, нервного ребёнка. Ещё немного, и он стал бы похож на вот этот каноничный пример:

Пришлось поступить резко. В зимние каникулы, после недели горных лыж и чтения книг из маминого детства в бабушкином доме, Антон не обнаружил на привычном месте своего смартфона.

Мам, а где телефон?
- Его временно нет с нами, пока мы оба с тобой не поймём, что тебе интересно, кроме модов для Minecraft.

И знаете, что? Этого объяснения, короткого и честного, оказалось достаточно. Порой мы вместе проверяем официальный сайт, чтобы посмотреть, не вышло ли обновление игры (а не модов!). Доступ к ноутбуку я не ограничивала, в десктопную версию Minecraft, которая мне нравится, он играет на выходных. Прочитана вся домашняя библиотека детских книг. Антон больше не зависит от зарядного устройства, а утро не начинается со слов «Я только ещё вот этот мод установлю, и буду одеваться».

И всё же я не теряю свою веру в видеоигры и считаю, что в школе им - самое место. Ведь игры в школе - это по умолчанию лицензионные версии без простой возможности обхода и надзор взрослого человека. Тем более, есть удачные примеры и эксперименты - , норвежский учитель, или вот даже в российских школах .

Видео компьютерной игры Minecraft, собирает огромное количество просмотров на YouTube. Согласно данным сайта, эта игра, в которой надо строить мир из блоков типа Lego, стала наиболее популярным запросом поиска после «музыки».

Согласно данным исследования, которое было проведено компаниями Octoloy и Newzoo, только в течение одного марта месяца вышеуказанная игра собрала около 4 миллиардов просмотров.

Указанная цифра вряд ли удивит многих родителей, безнадежно пытающихся оттащить своих чад от экранов. Ни футбол, ни велосипед, ни пикник в лесу не способны отвлечь юных геймеров от просмотра роликов, где люди строят из маленьких зеленых кирпичиков.

Эту увлеченность родители называют по-разному: одни называют это одержимостью, другие - зависимостью. Однако и те, и другие очень ею обеспокоены.

Мнения расходятся.

В многочисленных статьях и сообщениях онлайн родители жалуются, что Minecraft завладела жизнью их чад, они пренебрегают домашними делами и школьными заданиями, раздражены, когда им запрещают играть. Как результат, многим родителям приходится запрещать эту игру вообще либо строго ограничить время за компьютером. Один отец так пояснил свое решение ограничить время: «Minecraft, как и иные игры, вызывающие зависимость, безгранична, а детство детей - нет. Я бы хотел, чтобы они познавали не виртуальный, а реальный мир».

Другие родители в этой игре большой беды не видят. Как отмечает отец двух мальчиков, его дети часами смотрят видео с разными версиями Minecraft. «В настоящее время они смотрят YouTube намного больше, нежели обычный телевизор. Против ли я? Наверное, немного - да, однако, я полностью осознаю, какое место в жизни моих детей и их сверстников занимает эта игра. Запретить ее - это значит отделить своих детей от друзей», - говорит он.

Интерес к игре имеет также и благоприятные последствия, так как дети хорошо освоили программу, научились создавать свои режимы игры, управлять собственным игровым сервером, создавать и редактировать видео и вести на YouTube свой собственный канал.

Minecraft на YouTube - это безбрежный океан материалов, - это почти 42 миллиона роликов. Minecraft посвящены сотни каналов, из которых самые популярные - SkyDoesMinecraft и Yogscast. Некоторые каналы Minecraft стали самыми настоящими сенсациями. Канал YouTube Stampy с котом-модератором имеет 5,6 миллиона подписчиков и около 3,4 миллиарда просмотров. В минувшем году этот канал был четвертым по популярности на YouTube.

Существуют и каналы для родителей, такие как, к примеру, блог MineMum, который создан педагогом Бек Оукли, и цель которого заключается в том, чтобы помочь родителям преодолеть минное поле Minecraft. «YouTube является телевидением нового поколения. Он позволяет детям учиться, делиться знаниями. Он развлекает детей. Когда они смотрят на игру других, то получают новый опыт игры, а также могут им делиться с другими», - отмечает она. - Контента неограниченное количество. Он чрезвычайно интересный, обучающий и полезный».

Согласно мнению Оукли, такое увлечение не является серьезной проблемой. Она подчеркивает, что привлекать внимание нужно ко времени, которое проводится детьми за игрой, а также влиянию на их настроение и здоровье. «Очень важно, чтобы родители учили своих детей наслаждаться игрой, при этом не нанося вреда здоровому образу жизни. Родителям нужно научить детей «здоровому» геймерству, которое предполагает, прежде всего, умение вовремя остановиться. Родителям нужно установить правила безвредной игры, а также вознаграждение за выполнение этих правил», - отмечает она.

Стоит отметить, что Minecraft является творением шведского гейм-дизайнера и программиста Маркуса Перссона, который также известен как Notch. Изначально игра не рассчитывалась на юных игроков. Перссона вдохновили такие игры как Dwarf Fortress, и Dungeon Keeper.

Спустя некоторое время программист основал компанию Mojang, выпускавшей в течение некоторого времени игру, а в прошедшем году она была продана Microsoft.

Как игры влияют на мозг человека.

Существует множество исследований относительно влияния компьютерных игр на человеческий мозг. Некоторые из них достаточно противоречивы. Исследователи из Китая при помощи МРТ вели наблюдения за мозгом восемнадцати студентов, которые проводили около десяти часов онлайн, в основном играя в игры, такие как World of Warcraft. В сравнении с контрольной группой студентов, которые в день проводили за компьютером не более двух часов, в мозгах геймеров ученые обнаружили меньше серого вещества, которое отвечает за умение рассуждать.

В начале девяностых ученые предупреждали, что учитывая то, что видеоигры стимулируют только те отделы мозга человека, которые отвечают за движение и зрение, иные части, ответственные за эмоции, обучение и поведение, могут быть недоразвитыми.

Относительно исследований, посвященных игре Minecraft, в статье Роберта Пейзонау и психолога Юна Ли, опубликованной изданием «Quartz», отмечается, что она кажется не такой и творческой, как полагают некоторые родители. «На самом деле, креативность игры заложена в саму программу - это огромное количество комбинаций, материалов и инструментов. А игрокам остается единственная задача - создавать более сложные конструкции. Несмотря на то, что на первый взгляд игра кажется творческой, в действительности это достаточно монотонная деятельность. Большинство детей, которых мы исследовали, испытывали раздражительность после длительного периода игры».

Если увлечение Minecraft прошло мимо вас, то мы сделали адаптацию большого и основательного материала NY Times об этой игре . Ниже вы узнаете зачем вообще перетягивать эти дурацкие кубики, в чем смысла игры, и почему дети, играющие в Minecraft вырастут умнее вас и станут классными программистами.

Джордан хочет установить незаметную ловушку.

11-летний парень в очках в черной роговой оправе вдохновился sci-fi триллером «Бегущий в Лабиринте» и теперь хочет построить такой же лабиринт для своих друзей по игре Minecraft. Джордан соорудил полосу препятствий с водопадом и сжимающимися стенами в стиле Индианы Джонс, но его цель – это непредсказуемая ловушка, которая застанет друзей врасплох. Правда, как ее сделать? Эта проблема не дает ему покоя.

И тут в голове Джордана загорается лампочка – животные! В Minecraft есть свой зоопарк животных, которых игрок волен употреблять в пищу, приручать или просто обходить стороной. Одно из животных – это mooshroom, похожее на корову красно-белое существо, которое бесцельно шатается по карте. Джордан использует эти хаотичные передвижения коров, чтобы скрыть ловушку. Он устанавливает нажимные плиты, которые активируют ловушки, а потом приносит туда несколько коров, которые начинают нарезать круги по местности и случайно активируют ловушки. Джордан воспользовался странным поведением коровы, чтобы создать, по сути, генератор случайных чисел внутри Minecraft. Говоря языком компьютерных инженеров, Джордан хакнул систему, заставив ее сделать нечто новое и хитрое.

«Это как планета Земля, целый мир, который ты строишь самолично, – объясняет парень, проводя нас от начала лабиринта к выходу. – Мой учитель искусств всегда говорил, что игры развивают творческое мышление только у создателей этих игр. Единственное исключение – это Minecraft». Джордан приводит нас к выходу, а над ним запечатлен лозунг «Само путешествие важнее того, что ждет тебя в конце».

С момента своего выхода 7 лет назад, Minecraft стала сенсацией, породившей новое поколение игроков. 100 миллионов зарегистрированных игроков и статус третьей по продажам игры в истории (после Тетрис и Wii Sports) заставили Microsoft в 2014 году выложить за Minecraft гигантские 2.5 миллиарда долларов. Игры-блокбастеры были и раньше, но, как верно замечает Джордан, это другой случай. Mineraft - это и место встречи, и технический инструмент, и театральная сцена, на которой дети строят механизмы, проектируют миры и снимают видео на YouTube. И она не воспринимается как игра в привычном смысле – в то время, как Google, Apple и другие гиганты стараются упростить интерфейсы компьютеров, Minecraft наоборот побуждает игрока исследовать мир, ломать его и собирать заново. Она заставляет включать мозги и работать руками.

Minecraft возвращает нас в 70-е годы, в эпоху ранних ПК типа Commodore 64 и детишек, которые учились кодить в Basiс, чтобы писать софт для себя и своих друзей. И сегодня, когда президент США призывает детей учиться программированию, Minecraft стала для них возможностью подойти к кодингу с черного хода. Не потому, что это нужно, а потому, что это интересно. И если дети 70-х стали теми, кто рисует полотно нынешнего цифрового мира, то что привнесут в мир дети поколения Minecraft?

«Дети, - пишет социальный критик Уолтер Бенджамин, - любят играть там, где проходит понятная им работа. Их непреодолимо манят отходы строительства, садоводства, домашнего хозяйства, ткацкого дела и плотничества». По словам Колина Фаннинга из Филадельфийского музея искусств, европейские философы издревле считали игру с блоками, которую около трехсот лет назад усовершенствовал Фридрих Фрёбель (его называют создателем концепции детского сада), полезной игрой. Начиная строить из блоков, дети учатся синтезировать сложные объекты из простых частей, что в дальнейшем позволяло им лучше видеть закономерности в окружающем мире.

Пионеры педагогики вроде Марии Монтессори использовали деревянные бруски для обучения детей математике. Во время катаклизмов прошлого века вроде Второй мировой войны некоторые архитекторы вроде Карла Теодора Соренсена предлагали превратить развалины в детские площадки, где дети могли бы одновременно играть и строить. А шведские педагоги, боявшиеся, что дети потеряют связь с физическим миром, ввели в школе слойд (в оригинале: sloyd) – уроки столярного мастерства, которые до сих пор преподаются в шведских школах.

В Minecraft дети начинают игру свободными делать что угодно: вокруг девственно-чистое окружение, на котором игрок волен строить, что угодно. А начинается все с деревянных блоков, которые игрок мастерит из попавшихся под руку деревьев. В этом отношении Minecraft больше похож не на видеоигры, а на кубики Лего, которые в послевоенное время заменили традиционные деревянные конструкторы. Хотя сегодня Лего скорее не о фантазии, а о брендах – прилавки магазинов завалены тематическими наборами вроде «Замка Хогвартс» из Гарри Поттера или базы повстанцев из «Звездных Войн».

«Вы покупаете набор, читаете инструкцию, собираете модель и отправляете ее на полку, – объясняет культовый геймдизайнер Питер Молине в фильме о Minecraft. – Раньше Лего было коробкой деталей, которые ты брал, разбрасывал по полу и делал из них магию. Теперь это делает Minecraft».

Будучи шведом, основатель компании Mojang и создатель Minecraft Маркус Перссон перенес шведский слойд в цифровую плоскость. 36-летний Перссон был ребенком компьютерной эры, который в семилетнем возрасте научился писать код на отцовском Commodore 128, а к 20 годам разрабатывал игры и кропел над кодом онлайн-фотохранилища, сидя в своей украшенной компакт-дисками спальне.

Первую версию Minecraft он выпустил в 2009 году. Игровой принцип был прост, как угол дома – каждый раз, когда игрок запускает игру, она генерирует для него новый ландшафт с горами, лесами и озерами. Далее игрок волен копать землю, добывать каменную руду или обрабатывать древесину, чтобы сделать заветный блок. Из этих блоков он может воздвигать постройки, либо же комбинировать их, чтобы получить новый предмет. Соедините пару каменных блоков с древесиной и получите кирку. С ней вы докопаетесь до золота, серебра и алмазов (только не копайте слишком глубоко, до земного ядра). Либо же используйте ее для умерщвления вон того паука, а из его паутины сделайте тетиву для лука или арбалета.

Поначалу игра была забавой нердов-переростков, но в 2011 году на Minecraft подсели все дети мира, и продажи взлетели. И даже спустя 5 лет при цене в 27 долларов за копию, Minecraft остается одной из самых продаваемых игр - с полок магазинов ежедневно расходится порядка 10 тысяч копий! Согласно официальной статистике Microsoft, основной возраст игроков в Minecraft на сегодняшний день составляет 28 лет. 40% из них - женщины.

Со временем Перссон улучшал игру. Сначала появился режим выживания, в котором игроку нужно было строить защитные сооружения, чтобы отбивать регулярные атаки монстров. Затем жители страны Minecraft получили возможность делиться своими картами с друзьями. Следом за этим Перссон открыл игровой код (игроки стали делать моды) и прикрутил мультиплеер. Сегодня за $5 в месяц дети играют в одном мире с сотнями тысяч других игроков, а понятие между сольной игрой и мультиплеером стерлось окончательно.

Игра стала хитом, но Перссон чувствовал себя выжатым лимоном – доставала и свалившаяся на голову популярность, и фанаты, которые постоянно требовали что-то добавить/убрать/поменять, а потом эти же изменения ругали. В 2014 году Маркуса окончательно достала игра, и он передал компанию Mojang в руки Microsoft за скромное вознаграждение в $2.5 миллиарда. А в качестве компенсации купил себе особняк за $70 млн, в котором он отказывается вспоминать о своем детище.

Перссон ушел, но блоки остались. Осталась и полная свобода действий. Наблюдая, как играют мои дети, я видел постройки точных копий Тадж Махала, звездолета Энтерпрайз из «Стар Трека» и замка с железным троном из «Игры Престолов». Но потом оказалось, что настоящая свобода была скрыта не в блоках, а в «редстоуне» - элементе, который добывается из красной руды и является игровым аналогом электропроводки. Мой 8-летний сын Зев показал мне автоматические двери, которые сделал при помощи «редстоуна», а 10-летний Габриэль придумал игру в игре. Он сконструировал гигантскую катапульту, которая при помощи редстоунов швыряла наковальни в других игроков, а те уворачивались от летящих в них снарядов, весело бегая в пределах игровой зоны.

Перссон разработал «редстоун» с оглядкой на обычные электронные цепи. Добавляя к этому блоку включатели и выключатели, вы можете сделать «логические затворы», как их называют компьютерные разработчики. Поместите два переключателя рядом друг с другом, соедините их «редстоуном» - и вот у вас уже есть логический элемент «И»: если переключатель 1 и 2 включены, ток пойдет по проводу. Также можно соорудить логический элемент «ИЛИ», в котором достаточно задействовать только один из переключателей. Если мы посмотрим внутрь обычного микрочипа, то увидим схожую архитектуру.

Этой зимой я был в гостях у 14-летного парня по имени Себастьян. Он хвастался мне своими механизмами, самым крупным из которых была торговая площадка – гигантская стена, возле которой игроки могли продавать вещи, помещая их в специальный желоб. Эта стена была напичкана затворами AND, и у Себастьяна ушло несколько дней на то, чтобы спроектировать стену и найти кучу элементов «И» для нее. «Двигай сюда», – говорит мне Себастьян, ныряя в шахту под аппаратом. Внутри, как архитектор на стройке, показывает мне начинку своего аппарата. «К этим проводам подключены рычаги по разные стороны стены - один с этой, другой напротив. Когда оба включены, они приводят в действие поршень, который присоединяет редстоун к этому блоку вверху в башне-распределителе».

Для работы с «красным камнем» необходимо логическое мышление, усидчивость и умение находить дыры в системе. Например, пятилетняя Натали у себя в замке установила автоматическую дверь, но она не открывалась. Натали ненадолго нахмурилась, а потом принялась искать баг в системе – оказалось, что она неправильно подсоединила один из красных камней, и он посылал ток в другую сторону цепи.

Это то, что программисты называют вычислительным мышлением. И это один из самых важных обучающих эффектов Minecraft. Незаметно для себя дети учатся ежедневной борьбе с багами, знакомой каждому программисту. Ведь не боги горшки обжигают, но боги находят и исправляют ошибки в коде. С этой точки зрения Minecraft является идеально обучающей игрой для современных детей – она затрагивает элементы естественных наук, математику и инженерию, но учит этому посредством игры. В отличие от государственной инициативы «научим детей кодить», на которую правительство США потратило миллионы долларов. Самое забавное, что сам Перссон и его последователи никогда не рассматривали Minecraft в роли педагогического инструмента. «Мы просто делали игру, в которую сами хотели играть», – говорит нынешний главный разработчик Mojang Йенс Бергштен.

Следующий полезный навык, который приобретают игроки в Minecraft – это умение работать в командной строке. В мире, в котором строчки кода заменили глянцевые интерфейсы, обычного человека бросает в пот при виде десятка простых строчек кода. Но не научившись работать с командной строкой, вам никогда не приручить компьютер. В Minecraft дети учатся этому, опять же, не потому, что так надо, а потому, что это весело. Вызовите командную строку «/», вбейте в ней «time set 0» и увидите уходящий за горизонт солнечный хвост. Выучите цепочки команд и сможете колдовать не хуже Гарри Поттера.

Следующий герой статьи – семиклассник Гас из Бруклина, с которым мы познакомились этой весной. Глядя, как Гас играет с друзьями, я замечаю, как он забивает команду «/give AdventureNerd bow 1 0 {Unbreakable:1,ench:[{id:51,lvl:1}],display:{Name:“Destiny”}}». Она дает его персонажу неубиваемый магический лук по имени Destiny. Рабочий стол Гуса пестрит виртуальными стикерами с командами, которыми он пользуется чаще всего. Несколько команд объединяются в блок, который приводит к цепочке действий. Точно так же, как клик по иконке нужной программы запускает блоки кода в ее недрах.

«Minecraft – это одно из тех мест, где молодежь может общаться с более опытными людьми намного старше них, – говорит Мими Ито, создатель платформы Connected Camps при Калифорнийском университете, которая изучает взаимосвязь между обучением и компьютерными играми. – Эти связи становятся ключевыми: у ребят появляется возможность взглянуть на профессиональную сторону дела, а это то, что в школе не покажут». И пускай вас не пугает форма такого взаимодействия незнакомых между собой взрослых и детей – по словам Ито, когда перед группой поставлена интересная задача, возраст отходит на второй план.

Ито обнаружила, что увлечение Minecraft побуждает детей развивать и другие таланты. Например, 15-летний Эли просто хотел поменять несколько игровых текстур, а в итоге дошел до того, что освоил фотошоп в купе с рисованием и теперь выкладывает целые моды на игровом форуме, где ему помогают и взрослые, и дети. «Критика там всегда конструктивна, – говорит Эли. – Игровое сообщество очень помогает».

Возможно, вы будете смеяться, но игра в Minecraft развивает еще и стрессоустойчивость. Mojang еженедельно вносит правки в игру, и однажды утром вы можете проснуться и обнаружить, что после свежего апдейта ваша гигантская железная дорога больше не работает. Ито видит в этом ценный опыт – в практическом и философском смысле дети становятся крепче.

«Minecraft скрипит, а вы пытаетесь починить его, – говорит она. – Это иной тип мышления. Если у вас не работает приложение в iPhone, то вы просто вздыхаете. Если что-то не работает в Minecraft, вы вздыхаете, а потом начинаете чинить неполадку. Не потому, что так надо, а потому, что вам этого хочется. Это похоже на эстетику домашнего пивоварения – пинту светлого можно купить и в магазине, но интереснее сварить ее самому». Учитывая, что Minecraft уже 7 лет, Ян Богост из Georgia Tech с нетерпением ждет в своих классах первых студентов, выросших на игре.

Пятиклассница Ава, которую я встретил на Лонг-Айледне, начала играть в Minecraft 2 года назад. Она запустила «режим выживания», не очень понимая, что делать дальше. «Я думала, что этот скелет добрый, и спросила, как у него дела, – говорит Ава. – Потом я умерла». Дело в том, что Minecraft – это сложная и непонятная игра. В отличие от игр-блокбастеров, здесь нет всплывающих окон и подсказок, никто не водит вас за ручку, показывая, как крутить головой, бегать или приседать. В Minecraft не объясняется ничего: ни что скелеты могут вас убить, ни что вы можете добраться до лавы (которая тоже вас убьет), если пророете слишком глубоко, ни даже то, что вы можете смастерить кирку.

Во время разработки игры у Перссона не было денег на то, чтобы писать инструкции. Вряд ли он догадывался, насколько гениальным оказалось решение отказаться от подсказок: сегодня игроки на форумах ежечасно делятся секретами и стратегиями игры (на Gamepedia висит порядка 5 тысяч статей об Minecraft), книжные издатели выпускают целые тома с секретами игры, и они отлично продаются. Например, одна из книг о красном камне обогнала такие литературные хиты, как «Щегол» Донны Тартт. В своей рецензии писатель и критик Роберт Слоан называет Minecraft «игрой о секретных знаниях».

Самым главным помощником в изучении Minecraft является YouTube. Найдя смерть от рук скелета, Ава отправилась искать ответы именно туда, ведь учиться новому проще всего глядя на то, как это делает мастер. YouTube стал вторым домом для игроков в Minecraft – здесь выкладывают летсплеи, инструкции, обучающие материалы и просто веселые видео. Сегодня слово «Minecraft» является вторым по популярности запросом в YouTube (после «музыка»), а общее количество тематических видео перевалило за 70 млн. Для юных игроков эти ролики стали возможностью отказаться от телевизионной диеты в пользу того, что нравится лично тебе. «Я не понимаю этого, – жалуется мать Авы во время моего второго визита к ним в гости. – Зачем ты смотришь, как играет кто-то другой? Почему не поиграешь сама?»

Недавно Ава вместе со своими друзьями запустила игровой канал на YouTube. Отец купил ей микрофон, а сестра нарисовала табличку «Идет запись» (с другой стороны «Запись не идет, но, пожалуйста, тише). Пока я сижу в ее комнате, Ава звонит своему другу Патрику по скайпу и они начинают запись. Это чистой воды импровизация – они шутят над тем, как Ава тонет в ловушках с лавой, словно заправские радиоведущие или спортивные комментаторы. Если что-то идет не так, они начинают заново. Видя это воочию, я лучше понимаю слова главы игрового подразделения YouTube Райана Вейта о стертых границах между игроком и зрителем.

Некоторые Minecraft-бродкастеры стали действительно известны и неплохо зарабатывают на этом. Эти звезды, в основном, не дети, а молодежь. Например, у 25-летнего Stumpy Cat из Брайтона на канале 7 миллионов подписчиков. У его коллеги Mumbo Jumbo из Брайтона всего миллион. Но этот миллион набрался очень быстро, когда парень залил видео с 20-ю самодельными механизмами для открытия дверей. «Конечно, это не новый Gangam Style, но все равно вышло неплохо», – говорит Mumbo Jumbo, реальное имя которого Оливер Бразерхуд. Сейчас Оливер тратит по 50 часов в неделю на саму игру и запись тематических видео. Это фактически работа.

«Я сказал маме, что увольняюсь с работы почтальона, – вспоминает Mumbo Jumbo. – На вопрос, почему, я показал ей свой канал и свои первые 40 тысяч подписчиков. Это больше, чем трафик корпоративной газеты, которую она консультирует». В следующем году Оливер будет изучать программирование в колледже. По его мнению, программирование очень похоже на Minecraft – ты экспериментируешь, учишься, ошибаешься и спрашиваешь советы на форуме. Кстати, парня приняли в колледж еще до результатов выпускных экзаменов - пропускным билетом в вуз стал его YouTube канал.

В прошлом году 12-летний Лондон запустил отдельный сервер для своих друзей и знакомых. Через пару дней он увидел, что какой-то весельчак ворвался на их праздник и взорвал к чертям все их постройки. Тогда Лондон немного поколдовал с настройками и открыл индивидуальный доступ к серверу для друзей. А теперь попробуйте представить себе это в какой-нибудь World Of Warcraft, где настройками серверов управляют исключительно разработчики. Microsoft же позволяет вам играть на общем сервере, арендовать свой, либо же создать индивидуальную игру и играть по Wi-Fi с товарищем. И здесь начинается самое интересное – как этой свободой воспользуются дети? Будет ли их мир равным и для созидателей, и для разрушителей? И что делать с нарушителями правил?

Социолог Сет Фрей из Дармутского колледжа на протяжении трех лет изучал поведение сотен детей на серверах Minecraft и пришел к выводу, что игра улучшает их социальный интеллект. «Детишки носятся со своими кубиками и вы думаете, что это просто игра, – объясняет Сет. – Но на самом деле они решают один из самых сложных вопросов в истории человечества – как наладить взаимодействие разных социальных групп так, чтобы всем было удобно». В эксперименте, который проводил Сет, большинство участников были парнями-подростками со всеми их комплексами и проблемами полового созревания. «Это худшие люди на Земле, – то ли шутит, то ли серьезно говорит Сет. – И по моему мнению, этот эксперимент по социализации должен был провалиться. Тем удивительнее, что все получилось».

Три года назад муниципальная библиотека города Дэриен, штат Коннектикут, запустила публичный сервер Minecraft, играть на котором могли лишь обладатели абонементов. По словам Джона Блуберга, директора по развитию библиотеки, в первый же месяц у них появилось 900 новых читателей в возрасте до 20 лет. «И это настоящее сообщество, – делится мнением Джон. – Как правило, в день я получаю до десятка звонков в стиле ‘Алло, это Dasher 80, какой-то хрен взорвал мой дом, пока меня здесь не было, разберитесь’ или ‘Алло, меня кто-то обокрал’. Раньше мы сами занимались разрешением конфликтов, но потом заметили, что если детям дать немного свободы, то ближе к концу дня у тебя на автоответчике появляются уже другие сообщение типа ‘Это Dasher 80, мы разобрались с проблемой, игнорируйте мое предыдущее сообщение’».

Многие родители и специалисты считают, что Minecraft – это дополнительное измерение, цифровая песочница, в которой дети учатся социализироваться и уважать чужое пространство (пускай и виртуальное) без присмотра старших. Раньше роль этой песочницей играла улица, а в Minecraft дети хоть и находятся дома, но общаются с друзьями, используя новые технологии. В каком-то смысле Minecraft - это не столько игра, сколько социальная сеть.

Жизнь на сервере Minecraft постоянно требует от детей более сложных технических навыков. 11-летняя Лея бесилась из-за гриферов (так в игре называются вандалы) и однажды попросила у администраторов сервера права на модерацию. Несколько месяцев Лея работала, как полицейский. Программа под названием «command spy» позволяла ей смотреть записи действий игроков: она перемещала всех негодяев в виртуальную зону «тайм-аута» и вскоре ее повысили. «Подразумевается, что я должна давать наказания всем, кто нарушает правила», - сказала она мне тогда. Фактически, Лея исполняла на сервере роль системного администратора.

Но не все так легко приживаются в мире Minecraft. Робкая 17-летняя Тори играет в Minecraft уже 2 года, но в основном в одиночном режиме. Когда она решила попробовать поиграть онлайн, другие игроки, узнав, что она девочка, выложили блоками «СУКА». Друзья-игроки утешали ее и говорили, что такое случается везде. Например, исследование игроков в Halo показало, что над девушками издеваются в два раза чаще, чем над парнями. А из обычного опроса, где 874 человека назвали себя онлайн геймерами, 63% девушек сказали, что они подвергались издевательствам. Некоторые родители из-за этого бесятся и запрещают своим дочкам играть в онлайн-игры, некоторые дочки не обращают на это внимания и просто скрывают пол либо же ставят на аватарки животных. Как Лея.

Как долго продлится популярность Minecraft? Это напрямую зависит от управления Microsoft. Исполнительные директора компании почти не контролируют игру. Все главные вопросы по развитию игры решает Mojang в Швеции. Они могут улучшить игру, а могут, наоборот, свести на нет всю магию, сделав новый интерфейс или изменив систему боев. Однажды Mojang попробовала изменить систему боев, но это вызвало бурю критики – дети не хотели, чтобы их песочницу превращали в обычное поле для драк.

Но пока нет поводов для переживаний, и Minecraft идет в массы. Преподаватели начинают пробовать привносить элементы Minecraft на урок и математики, и истории. Многие библиотеки уже устанавливают на свои компьютеры Minecraft. Например, в Библиотечном центре Бронкса недавно установили серверы Minecraft. Местный библиотекарь дал задание детишкам, у которых не было своих ПК и которые пришли играть в библиотеку, построить парижскую Триумфальную арку за 45 минут. Трое парней начали работать вместе, а четвертый, помладше, разрабатывал свой дизайн. Троица все время поддразнивала друг друга, а через 45 минут, когда арка была готова, они нашпиговали ее динамитом, полюбовались фейерверком из кубиков и ушли играть в другую игру.

В углу четвертый мальчик продолжил трудиться над своей Аркой. Он рассказал мне, что часто остается допоздна, играя в Minecraft с друзьями. Они построили Статую свободы, Всемирный торговый центр и даже копию библиотеки, в которой мы находились. Он щелкал курсором по блокам, составляя перевернутую лестницу, чтобы имитировать округлый свод Арки. Он откинулся на спинку стула, чтобы насладиться проделанной работой. «Я не моргал уже не знаю сколько минут», - сказал он. Модель была закончена и выглядела вполне реалистично.

«Я вообще-то этим горжусь», - сказал он с улыбкой.

Оригинальный материал можно прочитать по ссылке .

Для тех, кто хочет знать больше

  • Большой брат не уследит: как в мире научились обманывать системы распознавания лиц
просмотров